?

Log in

No account? Create an account
 
 
25 February 2016 @ 12:10 pm
О внутренних детях, внутренних стариках и запасах творчества  
Думаю, многие встречали подобное: человек, который раньше выдавал яркие, потрясающие песни/рассказы/танцы/картины вдруг с какого-то момента либо перестал это делать, либо начал выдавать что-то абсолютно другое - не такое яркое и сильное, а чаще всего вообще тусклое и блеклое. Более того, при просьбе повторить (если это возможно) человек раздражается и постепенно выталкивает тебя из своего круга общения если ты упорствуешь.
На мой взгляд, проблема есть и она очевидна:

"Творческая энергия" - для себя я называю ее "грязь". Это нечто, что постепенно накапливается внутри, и в какой-то момент начинает давить на мозги, требуя выплеска. Лично я выплеснуть эту энергию могу двумя способами - повозившись с ребенком или написав рассказ/кусок романа. Проще всего "выплеск" описать как поток воды, скажем, ручей, который постепенно вымывает "грязь". Когда "грязь" "вымыта" полностью, мой текст становится гладким, ровным, без фишек и всплесков, сюжеты, герои, антураж упрощаются, скатываясь к стандартным архетепичным. Накопление "грязи" происходит тем быстрее и проще, чем больше человек занимается новыми вещами, чем больше решает нестандартных проблем или требующих напряжения всех сил не рутинных задач. Хорошее накопление - от несчастной любви, от жизни в нерешаемом конфликте (например, с родителями, которые считают твой образ жизни неправильным), от путешествий, от неизлечимых болезней, от появления ребенка (больше для отца). Худшее накопление - при комфортной, полностью налаженной по всем параметрам жизни в уюте или же при постоянном давлении, которое никогда не снижается. То есть условно самый худший вариант - это если у вас счастливый брак, детей нет, работа приносит достаточно денег, но при этом на работе постоянный стресс и гонка, без возможности отдышаться хоть на секунду. Накопление "грязи" идет очень медленно.
Да и о чем можно писать, если жизнь расписана по минутам а каждый день похож на предыдущий?
Читать про бунтарку, за которой охотятся мафия, правительство и таинственный монах интереснее, чем про мать троих детей, работающую и днем и ночью, и в чьей жизни главный ежедневный квест - не опоздать с работы до закрытия садика за младшей.

И вот мы подходим к тому, как же так получилось, что человек, который еще недавно писал шикарные песни, которые расходились на цитаты, вдруг перестал их писать, а если и выдает что-то изредка - то лишь слабое подобие левой руки. То, что произошло - это процесс взросления, но не человека, а его "внутреннего ребенка" (я называю его "демоном", но это скорее частность) - того, который собственно жить не может без творческой энергии - "грязи".
Быт, размеренность, семейная жизнь, фуллтайм постепенно убивают внутреннего ребенка - и вот уже на его месте появляется внутренний старик, которого я называю "ложный бог". Он всегда знает все правила. Он требует, чтобы в жизни все было правильно. У него есть ответы на все вопросы - какова корректная длина юбки для офиса, можно ли выкладывать в открытый доступ фото своего новорожденного ребенка, кто прав - геи, вышедшие на свой парад без разрешения или же православные активисты, которые этих геев избили.
Внутренний старик может быть консерватором или либералом, он легко может быть оппозиционером крайне левых или крайне правых, вплоть до революционных, взглядов.
Основная проблема человека, у которого "внутренний старик" полностью вытеснил "внутреннего ребенка" - это тусклость. Она не внешняя, внешне человек может быть достаточно ярким и интересным, особенно это касается тех, кто раньше писал/танцевал/исполнял что-то реально прикольное. Она внутренняя, и реально проявляется только в творчестве - оно НИКАКОЕ. Картонный хлеб, картонная картошка, картонная курица и картонные хинкали. Творческая кухня человека с победившим "внутренним стариком" выдает любые блюда со вкусом картона.
Хуже того, все, что такой человек делал раньше (во времена, когда внутренний старик еще не схватил его за горло) вызывает в лучшем случае грусть и ностальгию, в худшем - злость и раздражение.

И еще одно: окружающим как правило проще общаться с вами, когда ваш внутренний старик победил или побеждает. Это делает вас предсказуемым, верным, ясным. Вы не сорветесь автостопом на другой конец мира в то время, когда ваша жена беременна, на работе горит проект а друзьям срочно нужна помощь с тем, что кроме вас никто не знает. Внутренний старик выбирая между чувством долга и порывом всегда выберет чувство долга, и это гигантское благо для общества (а также беременной жены, строгого начальства и верных друзей).

Конечно же, есть и те, кто творит даже в жестком ритме и с большой семьей, отдавая все свои долги... Но как правило совсем ярких выплесков уже нет, поток вымыл основную "грязь", и творчество чистое, ровное и ясное, с большим количеством самоповторов, про которые благосклонные критики говорят что "автор нашел свою линию".

И обратные примеры - когда мужчине или женщине под сорок (например), долги (под этим словом я подразумеваю любые обязательства) поделены на обязательные и необязательные, причем к первым относятся только жизненно необходимые, и вся жизнь - не прекращающееся поле экспериментов, в котором обычно есть одна-две постоянных при длинном списке переменных (место жительства, личная жизнь, сфера деятельности, уровень дохода, друзья и т.п.) - и вот такие люди время от времени могут выдавать совершнно провальные в творческом плане вещи, но зато перемежают их реально крутыми выплесками...

И у первых и у вторых внутренний ребенок жив, просто у вторых он чувствует себя чуть лучше.

И - да, я это к тому, что мой внутренний ребенок в последнее время подзадолбался, и я с ужасом вижу, как на его место уже потихоньку начинает вылезать мой внутренний старик.

Это полезно для карьеры и от прыщей помогает но как же тоскливо от этого...
 
 
 
Тигеtige_elf on February 25th, 2016 09:25 am (UTC)
Не знаю. Когда у меня в жизни был "период приключений и потрясений" я вообще ничего писать не могла. Разве что стихи иногда. Зато потом стихи как отрезало. :)
А ничего ценного в творческом плане из этого безумного времени все равно так и не вылезло.
creomagcreomag on February 25th, 2016 09:29 am (UTC)
скорее всего это было время накопления творческой энергии - "грязи". Мне, кстати, для того, чтобы писать романы, обязательно нужна стабильность. Чтобы был ритм в жизни, и чтобы синкопы попадались не слишком часто.
А вот для стихов или рассказов стабильность не нужна. И если все и всегда стабильно - то и романы получатся пресноватыми...
Но у меня наверное немного другой подход к рассказам - я при необходимости напишу рассказ на 50 тысяч знаков за один вечер, для меня это не очень сложно...
(no subject) - tige_elf on February 25th, 2016 09:59 am (UTC) (Expand)
(no subject) - creomag on February 25th, 2016 10:01 am (UTC) (Expand)
(no subject) - tige_elf on February 25th, 2016 10:27 am (UTC) (Expand)
Нейтральный наблюдательknirk on February 25th, 2016 09:39 am (UTC)
Мне даже страшно представить, кто у меня там кого душит.
А ты, главное, не унывай. Уныние старики любят, это их питательный раствор.
creomag: честно?creomag on February 25th, 2016 10:00 am (UTC)
Ну, я даже когда в отчаянии - не унываю :) Тут недавно катался с адскими болями по всей квартире, двое суток не спал и не ел, потом еще несколько суток просто не ел. И хочу отметить что нашел в этом положительные стороны: я очень прилично похудел и бросил курить ;)
(no subject) - knirk on February 25th, 2016 10:14 am (UTC) (Expand)
(no subject) - creomag on February 25th, 2016 10:17 am (UTC) (Expand)
(no subject) - knirk on February 25th, 2016 10:31 am (UTC) (Expand)
(no subject) - creomag on February 25th, 2016 11:39 am (UTC) (Expand)
(no subject) - cizerot on February 25th, 2016 05:05 pm (UTC) (Expand)
Megana: пальмаmegana on February 25th, 2016 09:44 am (UTC)
Думаю, во многом ты прав. Весь вопрос в том, как определить приоритеты в жизни. Сочетать приоритет творчества и безуминки с обязательствами получается обычно так себе. Кстати, насчет тишины и покоя для романа - вот очень тебя понимаю. У меня кусок давно задуманного отлично написался тут за осень и начало зимы, в тишине и покое, а потом начался поток гостей почти непрерывный - и все, затык (
creomagcreomag on February 25th, 2016 09:58 am (UTC)
Поверь мне как опытному хомяку: покой и тишина важны не так, как ритм. Т.е. конгда ты точно знаешь, что утром у тебя подвиг, потом авантюра, а вечером любовное приключение - и так каждый день, то теоретически между авантюрой и любовным приключением ты можешь вставить три часа работы с романом и каждый день выдавать по 10 000 знаков (например).
А когда каждый день совершенно новый и все время валятся какие-то задачи, приключения и авантюры безо всякого расписания - тут действительно сложновато писать роман.
(no subject) - megana on February 25th, 2016 10:02 am (UTC) (Expand)
(no subject) - creomag on February 25th, 2016 10:05 am (UTC) (Expand)
(no subject) - megana on February 25th, 2016 10:13 am (UTC) (Expand)
(no subject) - creomag on February 25th, 2016 10:18 am (UTC) (Expand)
lady_taell: Стандартнаяlady_taell on February 25th, 2016 11:04 am (UTC)
"Вы не сорветесь автостопом на другой конец мира в то время, когда ваша жена беременна, на работе горит проект а друзьям срочно нужна помощь с тем, что кроме вас никто не знает. " - это уже не ребёнок, это нечто невообразимо безответственное.
У меня обычно колфан триггером к написанию срабатывает - за время конкурса я утверждаюсь в мысли, что 2000 знаков можно написать за час в любой, самой дикой ситуации, независимо от исходников, и январь-февраль как раз и занимаюсь тем, что много пишу.
Потом приходит весна и подготовка к игре - и я переключаюсь на костюмы, летом - поездки, а осенью обычно только в настолки играю, а в январе - после очередного колфана - снова писать буду)
creomagcreomag on February 25th, 2016 11:38 am (UTC)
"это уже не ребёнок, это нечто невообразимо безответственное" - это крайнее проявление ребенка. Я время от времени встречаю подобные, а то и более глупые вещи.
К тому же никто не говорит, что с хорошо развитым "внутренним ребенком" легко жить рядом. Кстати, хороший пример - Мюнгхаузен из фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнгхаузен". Там ГГ - человек с ярко выраженным внутренним ребенком, который регулярно ОЧЕНЬ сильно подводит своих близких (в частности, делает так, что ему отказывают в разводе при том что Марта очень ждет возможности выйти за него замуж). Фактически Марта просит его слегка придержать внутреннего ребенка на какое-то время, но как человек с ярко выраженным внутренним ребенком он не терпит полумер: он полностью отказывается от внутреннего ребенка, заменяя его внутренним стариком. Это игра, конечно же, это игра - цель которой доказать Марте, что она не права. И в итоге он ГОДЫ играет человека с внутренним стариком, вживается в роль и доводит ситуацию до абсурда, делая жизнь Марты невыносимо тусклой и серой (что в общем и целом опять же характеризует его как человека с потрясающе развитым внутренним ребенком, который не терпит предательства, а идею Марты насчет "притвориться на время" чтобы получить развод он воспринимает именно так).
Внутренний ребенок рядом - это как правило геморрой. Хуже развитого внутреннего ребенка в качестве спутника жизни может быть только внутренний ребенок в качестве родителя.
Кстати, люди с хорошо развитым внутренним ребенком часто пьющие, иногда - наркозависимые, иногда - игроки (казино, карты), нередко - сумасшедшие. Они могут жениться (выходить замуж) каждый раз, когда влюбляются, женщины, которые оставляют маленьких детей с отцами а сами сваливают - как правило именно женщины с хорошо развитым внутренним ребенком.
В общем, это не то чтобы очень хорошо :)
Оно просто вот такое. И принципиально важен некоторый баланс между социализацией и тем, чтобы внутренний ребенок не оказался совсем придушенным.
(no subject) - lady_taell on February 25th, 2016 11:49 am (UTC) (Expand)
(no subject) - creomag on February 25th, 2016 12:23 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - lady_taell on February 25th, 2016 12:28 pm (UTC) (Expand)
Соколова Светлана: агатовая фигуркаagatalana on February 25th, 2016 11:34 am (UTC)
Обалденное описание...
creomag: честно?creomag on February 25th, 2016 12:33 pm (UTC)
спасибо
Алёна Анисимова: black/whitehvoinaya_elka on February 25th, 2016 11:51 am (UTC)
Я всё равно пробью эту стену. Всё равно смогу успевать всё.
И карьеру, и рисунки, и спорт, и танцы, и ... фантастику.
Всё смогу.
creomagcreomag on February 25th, 2016 12:31 pm (UTC)
Стены нет.
Есть только великое множество путей. Я знаю нескольких авторов, которые к примеру даже в финалы конкурсов проходят очень редко, но при этом публикуют практически каждый свой рассказ - просто потому, что они входят в систему, являются сотрудниками издательств, организаторами конвентов и т.п.
Можно каждый свой рассказ держать на рынке до публикации - т.е. отслеживать все сборники, всю периодику, которая публикует рассказы и т.п. - и в итоге хочу отметить, что результаты приятно удивят. Я, к примеру, вообще ничего никуда не посылаю, я жутко ленив - но у меня есть соавтор, посылающая мои и/или соавторские рассказы и которой я очень благодарен, раньше мне помогала Мегана, которая была моим литагентом...
Думаю, если бы я тратил по полчаса в день на продвижение своих рассказов, я бы еще до конца года получил еще 15-20 публикаций, в основном безгонорарных в периодике, конечно, но и некоторое количество в сборниках...
Уверен, то же самое и в рисунках, спорте, карьере - надо просто понять, какие есть пути, насколько они устраивают, что является приоритетным - и идти в выбранном направлении.
А все стены мы придумываем сами. Моя основная стена - это моя лень. Все. Если не будет ее, я сделаю все, что захочу, достигну любой цели :)
Я не знаю, какие стены у тебя, но сильно подозреваю что они тоже скорее внутренние, чем внешние.
Корвинc_o_r_w_i_n on February 25th, 2016 03:20 pm (UTC)
ага, все так. только я это по другому называю)))
donnanna on February 26th, 2016 05:44 pm (UTC)
думала думала
многое могу сказать, но все больше не о тексте а об авторе ) что останавливает руку )
Донна: foreverdonnanna on February 26th, 2016 05:54 pm (UTC)
а по поводу общего рассуждения - Толкин!
(no subject) - creomag on May 9th, 2016 07:32 am (UTC) (Expand)
opalkinaopalkina on May 8th, 2016 07:48 pm (UTC)
Эльдар!
Я вообще пришла тебе сказать спасибо за грелку - пока поезд еще далеко не ушел, а ушел недалеко.
Ты мне ее очень скрасил, согрел итэдэ.
Спасибо.
Но тут зачиталась, закивалась и вообще сильно соглашаюсь, пойду дальше твои посты читать, чот раньше не добиралась :)
creomag: честно?creomag on May 9th, 2016 07:18 am (UTC)
Честно сказать не преследовал цели скрашивать Грелку кому бы то ни было, вредничал точно больше чем обычно.
В любом случае - пожалуйста :)
(no subject) - opalkina on May 9th, 2016 08:16 am (UTC) (Expand)